Пришествие малазийского гиганта

Тест моторных масел Petronas

Два года назад мы проводили испытания десяти моделей масел пяти популярных брендов. В их число вошли такие марки как Castrol, Ipone, Liqui Moly, Motorex и Motul. От каждого производителя были выбраны две модели, исходя из позиционирования их самим изготовителем. Одно масло – для ординарного дорожного использования и одно – для  высоких спортивных нагрузок. По итогам теста был опубликован текстовый материал, и снят видеоролик. Не будем пересказывать сделанные нами выводы. Скажем лишь, что, не смотря на огромный объём испытаний, включить в него не удалось далеко не все интересующие нас образцы. Так широко известная, благодаря поддержке одной из команд MotoGP, марка Repsol на момент проведения испытаний не была представлена в Москве соответствующими моделями масел. А концерн Agip, традиционно представленный в единственном в Москве фирменном магазине, был сочтен нами недостаточно распространенным. Кроме того, почти сразу после проведения теста была представлена совершенно новая линейка масел Liqui Moly. Ну а, исходя из высоких результатов продемонстрированных топовыми моделями Motul, многие посетители нашего ресурса и канала Youtube стали задавать вопросы о свойствах более бюджетной модели масла, Motul 5100.
Все эти моторные масла достойны того, чтобы быть испытанными по технологии, разработанной специально для нас на кафедре химической технологии и технологии смазочных материалов Российского Государственного Университета Нефти и Газа им. И.М.Губкина. Но в текущих условиях ограниченного бюджета редакции, денег на проведение ещё одного подобного масштабного теста попросту нет. Поэтому было принято решение – проводить подобные испытания небольшими партиями, по 1-2 новым моделям.
И первыми в очередь на испытания у нас встали не Repsol и Liqui Moly, а новинка российского рынка, моторные масла Petronas. Нефтехимический гигант из Малайзии давно продаётся по всему миру, и активно продвигает свою продукцию во многих авто-мото-спортвных сериях. Достаточно вспомнить, что в автогонках Formula-1 чемпионские болиды Mercedes AMG PETRONAS Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга уже несколько лет достигают высоких результатов не в последнюю очередь благодаря технической и финансовой поддержке малазийского нефтехимического гиганта.



И даже «великий и ужасный» Валентино Росси, перед своим уходом в Ducati, защищал цвета Petronas в команде FIAT Yamaha team.



Но главная причина того, что начать мы решили именно с масел Petronas в том, что российский дистрибьютор бренда, компания Capital Lubricants, стала одним из первых технических партнеров команды MOTO.MSK.RACING  в чемпионате по шоссейно-кольцевым мотогонкам XBikes. Учитывая, что на предоставленной команде в качестве призового фонда продукции нам придется ездить самим, редакцией было принято решение начать цикл тестов именно с масел Petronas. И для испытаний мы традиции взяли две модели: для ординарного дорожного использования и для высоких гоночных нагрузок, Petronas Syntium Moto 4 SP 10w-40 и Petronas Syntium Moto 4 SP 10w-50.
Методика испытаний ничуть не отличалась от нашего последнего теста, так что её описание вы можете прочесть в нашем предыдущем материале. Ведь, помимо её исчерпывающего характера, нам важно было сравнить достигнутые результаты с полученными ранее параметрами конкурентов.
И так же, как и в прошлый раз, организовал для нас испытания и прокомментировал их итоги Доцент кафедры химической технологии и технологии смазочных материалов и химмотологии, Багдасаров Леонид Николаевич.



Ну а теперь перейдём непосредственно к результатам проведённых тестов.
В данном случае мы имеем дело с маслами очень высокого уровня качества.
Вообще, если говорить о 4-тактных силовых агрегатах мотоциклов – это двигатели, которые при небольших размерах имеют очень хорошие мощностные характеристики. А это приводит к высокой теплонапряженности моторов. И для того, чтобы обеспечить не только функционирование самого двигателя, но ещё и функционирование трансмиссии, сцепления и коробки передач, приходится решать очень сложную и в техническом смысле труднореализуемую задачу.
Во время предыдущих испытаний все испытанные параметры масел мы объединили в 5 групп, отражающих основные свойства данного вида продуктов.

Начали мы с противоизносных свойств. С того параметра, о котором в первую очередь говорят обыватели, выбирая масло для своего мотоцикла.
С этой точки зрения оба испытываемых образца показывают очень высокие значения.
А масло 10W-50 лишь незначительно уступает только двум лидерам наших испытаний, маслу Motul 300V и Motorex 10W-50. Достигнуто это, судя по всему, введением противоизносных присадок, таких как диалкилдитиофосфат цинка, в высокой концентрации. У второго масла этот показатель несколько ниже, очевидно, в связи с более низкой концентрацией присадки. И, кроме того, его вязкость при температуре 100 градусов – меньше, о чем говорит его обозначение 10W-40. Так что даже при сопоставимом количестве противоизносной присадки, и прочих равных, его противоизносные характеристики были бы меньше.



Petronas Syntium Moto 4 SP 10w-40

Наименование показателя

Ед. изм.

Результат

Вязкость кинематическая при 40°С

мм²/с

102,65

Вязкость кинематическая при 100°С

мм²/с

15,20

Индекс вязкости

 

156

Щелочное число

мг КОН/г

4,68

Кислотное число

мг КОН/г

2,44

Испаряемость по NOACK

%

6,38

Температура вспышки в открытом тигле

°С

258

Трибологические характеристики на четырехшариковой машине

 

 

Показатель износа  (Ди) при осевой нагрузке 196 Н (20 кгс)

мм

0,388

Критическая нагрузка

Н

1040

Вязкость кинематическая при 100°С после озвучивания на ультразвуковой установке в течение 50 минут

мм²/с

15,05

Снижение вязкости после озвучивания

%

0,99

Окислительная стабильность (окисление воздухом при 180°С в течение 24 часов)

 

 

Изменение кинематической вязкости при 40°С

%

- 16,03

Изменение кинематической вязкости при 100°С

%

- 15,46

Изменение кислотного числа

мг КОН/г

- 0,31




Далее поговорим о противозадирных свойствах, которые важны, в первую очередь, для надежной работы трансмиссии, прежде всего, зубчатых зацеплений, и особенно в моменты динамичного воздействия на трансмиссию, то есть, в моменты разгона, или, так называемого торможения двигателем. В этом плане представленные образцы показали достойные результаты. Хотя, среди испытанных нами ранее образцов были ещё более выдающиеся модели. То есть данные образцы в этой номинации, скорее можно назвать середнячками. И опять-таки, более дорогое спортивное масло демонстрирует лучшие противозадирные свойства.

Теперь по характеру расхода масла на угар. И по испаряемости, и по показателям температуры вспышки, масла Petronas демонстрируют превосходные показатели, и становятся в один ряд с лидерами наших испытаний в этой номинации – Castrol 10W-50 и Motorex 10W-50. Это свидетельствует об очень тщательном подборе характеристик базовых масел. То есть, добиться таких показателей можно лишь при очень высокой культуре производства, на новом, качественном оборудовании.

А по механической стабильности масла фирмы Petronas и вовсе являются безоговорочными лидерами наших тестов. То есть, в момент выполнения роли трансмиссионного масла в коробке передач с зубчатыми шестернями, вязкостные присадки этих масел будут разрушаться в наименьшей степени. То есть, работа в коробке передач фактически не влияет на изменение индекса вязкости масел Petronas. Можно предположить, что это достигнуто применением полимеров крайне высокого качества. А так же невысокой изначальной концентрацией данных присадок, о чем косвенно говорит не самый высокий индекс вязкости данных масел.

Напротив, параметры термоокислительной стабильности оказались не самой сильной стороной продуктов Petronas. Как мы уже писали ранее, окисление масла в ходе испытаний  происходит при температуре 180 градусов. С такой температурой масло сталкивается в двигателе лишь кратковременно, например, на боковых поверхностях поршней, на поверхности цилиндров, и т.д. Кратковременно она может быть и выше, например, на днищах поршней и в зоне верхней поршневой канавки. Во всём объеме масло таких температур, как правило, не достигает. Скажем, в картере температура масла обычно колеблется в районе 130 – 150 градусов. А наши испытания проходят при 180 градусах. При этом постоянно добавляется воздух, содержащий кислород. Добавьте к этому воздействие каталитических металлов. Так вот, в таких условиях окисление проходит более интенсивно, чем у лидеров наших предыдущих испытаний. Это мы видим и по изменению кислотного числа, характеризующему наличие противоизносных присадки. Это мы видим и по изменению вязкости после окисления во всём диапазоне температур. И если скорость деградации дорожного масла 10W-40 можно назвать хорошей, то спортивное 10W-50 деградирует скорее со средней скоростью. Что, в принципе, укладывается в концепцию именно спортивного масла, хорошо защищающего двигатель от износа, не расходующегося на угар, но требующего более частой замены. При этом нужно четко понимать, что данный класс моторных масел обеспечивает очень высокую термоокислительную стабильность. И если сравнить их с большинством коммерческих автомобильных масел, то там деградация, как показывает практика, идет в разы быстрее.



Petronas Syntium Moto 4 SP 10w-50

Наименование показателя

Ед. изм.

Результат

Вязкость кинематическая при 40°С

мм²/с

119,9

Вязкость кинематическая при 100°С

мм²/с

18,45

Индекс вязкости

 

173

Щелочное число

мг КОН/г

5,56

Кислотное число

мг КОН/г

2,06

Испаряемость по NOACK

%

6,48

Температура вспышки в открытом тигле

°С

255

Трибологические характеристики на четырехшариковой машине

 

 

Показатель износа  (Ди) при осевой нагрузке 196 Н (20 кгс)

мм

0,345

Критическая нагрузка

Н

1099

Вязкость кинематическая при 100°С после озвучивания на ультразвуковой установке в течение 50 минут

мм²/с

18,26

Снижение вязкости после озвучивания

%

1,03

Окислительная стабильность (окисление воздухом при 180°С в течение 24 часов)

 

 

Изменение кинематической вязкости при 40°С

%

- 24,09

Изменение кинематической вязкости при 100°С

%

- 23,09

Изменение кислотного числа

мг КОН/г

- 0,17



Ну, а возвращаясь к маслам Petronas, отметим, что концерну удалось выдержать достаточно высокие и сбалансированные характеристики своих продуктов, не смотря на применение относительно недорогих компонентов. Так наши испытания не выявили в составе масел признаков наличия, например, сложных эфиров (эстеров). Но тщательный подбор присадок и высокая культура производства позволили занять достойное место среди конкурентов.

Цена за упаковку масла 1л. Petronas Syntium Moto 4 SP 10w-50: 1 180 руб.
Цена за упаковку масла 1л. Petronas Syntium Moto 4 SP 10w-40: 700 руб.



Похожие материалы:
Самый полный тест популярных моторных масел для мотоциклов 2014г.
Тест синтетических моторных масел 10W-40 и 10W-50 для дорожных мотоциклов.

5 469

1

Поделиться в соц. сетях

 

Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

0
Rex 27 ноября 2016 в 12:10:30

Из цифр видно, что у масла ужасная окислительная стабильность - одна из худших среди всех протестированных масел. Критическая нагрузка так же на уровне худших образцов.