"Эрадин"

Обзор мотоцикла Yamaha YZF-R1M



Снова и снова прокручиваю в голове события 2012 года. Гоночный трек Казань-ринг. Четыре новых литровых спортбайка: BMW S1000RR, Honda CBR1000RR, Suzuki GSX-R 1000 и Yamaha YZF-R1. Все модели 2012 года. Yamaha упорно сливает конкурентам почти по всем параметрам.



Только представьте себе стремительно теряющую форму фотомодель, которая уже исчерпала все возможности вернуть себе былую привлекательность хирургическим путем, и отчаялась вскочить на ступеньку последнего вагона уходящего поезда, удачно выйдя замуж за подслеповатого миллионера-геронтофила. Что обычно делают женщины в таком положении? Они мстят за свои неудачи всему миру и отдельным его представителям, имевшим несчастье оказаться на расстоянии броска степлером от вышеуказанной особы. Характер и повадки вышеописанной истерички полностью перенял этот мотоцикл. В гоночном режиме «A», очевидно, пытаясь наделить двигатель YZF-R1 сочной тягой на малых и средних оборотах, инженеры компании наградили ее дерганостью эпилептика. При этом, возраст и кондиция нашей дамы не давали показать себя во всей красе при разгоне, где R1 вчистую проигрывает GSX-R1000. А искусственно смещенный вперед, как у каждой уважающей себя модели, центр тяжести, заставляет заново осваивать науку торможения после длинных прямых.
Хотя, справедливости ради, следует отметить, что сама по себе работа подвески нареканий не вызывала. Управляемость мотоцикла во всех режимах оставалась прозрачной и понятной.
Но зато, каким жаром он обдавал ноги! И даже нежная гузка райдера, благодаря выведенным наверх глушителям нещадно подвергалась термообработке даже в самую промозглую погоду.



По удачному стечению обстоятельств вместе с нами на треке оказался какой-то испанец. Заявив на ломаном английском, что является бывшим гонщиком, и схватив ключи от спортбайка, он отправился наматывать круги. А после того, как на стоковом мотоцикле показал время круга на секунду медленнее рекорда трассы, уверенно заявил, что Yamaha YZF-R1 худший литровый спорт из всей, присутствующей на треке четверки.


Любители мотоспорта конечно же знают этого человека. Пилот MotoGP и WSBK Рубен Чаус.

Прошло 4 года. Мои глаза отказываются верить в то, что презрительно взирающий на меня через щелочки головной оптики новый мотоцикл, является прямым наследником той самой Yamaha YZF-R1 предыдущего поколения.
- Что ты, родной! Да, я вообще не имею ничего общего с моим пращуром-доходягой! Я же - плоть от плоти – прямой потомок гоночных прототипов Yamaha YZR-M1 Валентино Росси и Хорхе Лоренцо! – говорит его внешний вид.
Ну а места расположения фар головного света, в глазах обывателей, являют собой иллюстрацию куда более прагматичной поговорки: «Глаз на выхлоп натяну!»



А что у нас с заявленными характеристиками? Ого! Судя по всему, «Три камертона» замахнулись на лидерство BMW в классе литровых спортбайков! Почему именно BMW? Да потому, что к началу 2015 года лишь BMW был готов предложить серийный мотоцикл с без малого 200-сильным мотором, и столь продвинутой электроникой, включая электронно-управляемые подвески, за вполне вменяемую сумму (к началу года, примерно, за 1 300 000р.) Даже Kawasaki Ninja ZX-10R при схожей цене имел гораздо более бедную комплектацию. А породистые европейские спортсмены, вроде Aprilia RSV4 и Ducati Panigale, не могли похвастать таким же комфортом и универсальностью, и стоили совсем других денег.



А чем нас порадует новая Yamaha YZF-R1? 200л.с., регулируемая мощность двигателя и отклик на ручку газа, трекшн-контроль, ABS, квик-шифтер, лаунч-контроль, слайд-контроль… А в версии YZF-R1M ещё и электронно-регулируемые подвески Ohlins, управление режимами которых осуществляется прямо с приборной панели .



Неужели новая R1 сможет предложить столь же эффективные электронные системы, сочетающиеся с простой и понятной управляемостью предшественника за ещё меньшие, чем у BMW, деньги?
Но российская премьера Yamaha R1 2016 года повергла всех в шок!



Базовую версию YZF-R1 в Россию не привезли вовсе. Только продвинутую YZF-R1M с электронно-управляемыми «Ёлками» и в карбоновом обвесе за 1 750 000р. Действительно, к чему мелочиться, если россияне давно уже обогнали европейцев по уровню жизни и ездят в булочную исключительно на Бентли!



А после того, как на диностенде выяснилось, что по мощности Yamaha уступает баварцу более 10л.с., а квик-шифтер у неё лишь односторонний, работающий лишь на повышение передачи, в воздухе и вовсе запахло публичным позором.
И лишь отголоски восторженных возгласов иностранных журналистов и сумасшедшие результаты испытания новой Ямахи на мировых гоночных треках вселяли некое подобие оптимизма.



«И вот она нарядная на праздник к нам пришла!...» С трепетом беру в руки ключ от долгожданной новинки.
При первом взгляде карбоновый обвес и бак с маятником из полированного алюминия, конечно же, внушают. Но уже с места пилота видны бугристая фактурная поверхность обратной стороны карбоновых обтекателей, навевающая ассоциации лишь со склеенным на скорую руку гоночным обвесом, срок жизни которого – до первого послестартового завала.
Концепция цветной жидкокристаллической панели приборов явно подсмотрена у Ducati Panigale, и полностью укладывается в русло последних стилистических тенденций.



Через неё же очень удобно настраиваются все электронные помощники, опутывающие мотоцикл с головы до ног. Хотя, алгоритм доступа к меню их настройки не совсем интуитивный. Поэтому, разбор управления электроникой оставим на потом. Скажу больше. Если бы я сразу попытался изучить назначение всех систем и порядок управления ими, то мне пришлось бы провести остаток сезона в изучении технической документации. Но успевшие поездить на этом мотоцикле товарищи сразу посоветовали перевести режим подвески, двигателя и отклик акселератора в самые динамичные режимы, и не откладывая почувствовать все 200л.с. мотоцикла во всей красе. А все электронные ошейники для начала поставить в средние положения. В итоге я так и поступил. А уже в ходе тестирования подстраивал отдельные параметры регулировки, которые меня не устраивали. Оглядываясь назад, скажу, что такой подход сэкономил мне кучу времени.
Так что заводим бархатисто рокочущий мотор Crossplane и – в город.



Сразу же приходит понимание, что мотоцикл жесткий, резкий, с экстремально гоночной эргономикой и философией. По сравнению с ним даже BMW S1000RR выглядит матёрым спорттуристом. Потому как попытки реализовать потенциал шасси и мотора Yamaha на городских улицах очень быстро выматывают райдера любой степени выносливости и подготовленности.  При динамичном передвижении весьма досаждает гладкий и узкий бак из полированного алюминия. Благодаря компактным размерам нового мотора емкость для топлива по ощущениям выполнена чуть ли не более узкой, чем на каком-нибудь Ducati с его плоским L-твином. Вцепляться в неё коленями при разгоне и торможении приходится с дьявольским остервенением.
Сама посадка на мотоцикле достаточно высокая. При этом клипоны опущены невероятно низко, даже по меркам шестисоток.



Но к черту пробки! Выкатываем ранним субботним утром на пустынное новое Ленинградское шоссе. Рядом с нами новый BMW S1000RR и Kawasaki Ninja ZX-10R. Все вместе, по отмашке ускоряемся со 100 км/ч до максималки. Сюрприз! Конкуренты достигают заветных цифр «299» ощутимо быстрее, уходя от Yamaha даже не смотря на периодическую смену пилотов. Вдвойне удивительно, что по ощущениям отклик на ручку газа у YZF-R1M даже более резкий, чем у конкурентов. Но справедливости ради скажу, что штатная трансмиссия у новинки очень растянута. Остается лишь фантазировать, чем могло бы обернуться это испытание, поменяй мы предварительно звезды Yamaha на более короткие.
Ну, что ж, пора уже испытать новинку в её естественной среде.



Подмосковный трек Moscow Raceway – лучшая гоночная трасса России, способная принимать соревнования любого уровня, вплоть до Formula-1. А благодаря регулярным трек-дням для мотоциклов, проводимых в рамках мероприятия TrackRaceDay, потренироваться там может практически любой обладатель двухколесной техники.
Первые круги несколько смущают. Yamaha держит дистанцию, пугая излишней нервозностью. Головой понимаю, для того, чтобы всё стало на свои места, нужно немного нарастить темп. Но на мотоцикле мощностью под 200л.с. заставить себя ехать на все деньги с первых же кругов психологически непросто. Заезжаю в боксы и всего лишь на одно деление смягчаю отклик на ручку газа. Бинго! Почти сразу же я улучшаю собственный рекорд на этой трассе! В следующей сессии возвращаю её на место. Ещё минус 2 секунды!



Мотоцикл дьявольски быстр на перекладках и в поворотах. Нет и намека на инертность и неповоротливость спортивных литров предыдущих поколений. Своими повадками на трассе новинка очень напоминает шестисотки. Точнее, конкретную шестисотку. Yamaha YZF-R6. Высокая посадка, острое руление, компактное шасси… Но мотор!!! Какой же тут мотор!
Пусть максимальная мощность чуть ниже, чем у BMW. Зато на моменте Yamaha едет куда увереннее. А в техничных поворотах MRW это то, что нужно! Да и сама ручка газа в самом спортивном режиме предельно чувствительная, и обеспечивает моментальную передачу мощности на колесо. Нет, это конечно, не гоночный L-tvin Ducati Panigale, но кажется, во втором поколении двигателя Crossplane, или, как его ещё принято называть – Вig Bang, пилоты наконец могут ощутить практическую пользу этой системы.
Конечно, растянутая трансмиссия стокового мотоцикла и здесь мешала почувствовать себя в своей тарелке. Пытаясь, по привычке, ехать медленную секцию на 2-й передаче я с ужасом обнаружил, что в трех поворотах двигатель захлёбывается на околонулевых оборотах. При этом шкала тахометра, предварительно переведенная в гоночный режим, из дружелюбно зеленой становилась мертвенно черной. Оставалось только снабдить это звуковым сопровождением: «Здесь рыбы нет! Говорит директор стадиона!»



Ещё один сюрприз ожидал меня на торможении. Помните, я говорил, что бак слишком узкий, чтобы обеспечивать удобный зацеп коленями на торможении. Так вот, на треке, когда замедления происходят на грани отрыва заднего колеса, колени сами сползают к срезу бокового пластика и… упираются в него! Вот такая эргономическая находка. Теперь можно полностью расслабить руки. Хотя, я не уверен, что это будет так же удобно и для низкорослых райдеров.
А ещё, в отличие от предшественницы, полностью исчезло ощущение, что вся масса мотоцикла сосредоточена вокруг переднего колеса. При этом,  не смотря на компактное шасси, Yamaha  предоставляет пилоту широчайшие возможности управлять собственным весом, свободно перемещаясь вперед-назад.



Ну и специально для тех, кто ездит на R1 предыдущего поколения, сообщаю: новая Yamaha не греется! Вообще!!! То есть, после 20-минутной гоночной сессии жар от 200-сильного мотора не больше чем у какой-нибудь шестисотки на картодроме.  Видимо, инженеров, разрабатывающих новый двигатель, специально сводили в музей Yamaha, и показали чучела специалистов, создавших предыдущий мотор для модели 2009 года.
Кстати, раз уж мы заикнулись про картодром, то берем мотоцикл и едем на подмосковную Фирсановку. Разумеется, ничего хорошего от этой поездки не ждем. Ведь, даже в медленных поворотах большого трека Yamaha YZF-R1M было тесно. Двигатель захлебывался на малых оборотах, а подвеска просила скоростных виражей. Поэтому даже не думаем включать 2-ю передачу. Только первая! Только хардкор! Представляете: 200л.с. на первой передаче?
Но у нас же есть чудо-электроника. Пробуем смягчить отклик на газ, и - невероятно! Мотоцикл едет! Ощущения слона в посудной лавке нет и в помине! Конечно, ощущения непривычные: посадка очень высокая, а ускорения, просто, пушечные. Но уверен, вкатавшись, можно претендовать на рекорд трассы для спортбайков.



Хотя, всем очевидно, что маленькие трассы и картодромы – это не то, ради чего создавали новый Yamaha YZF-R1. Его стихия – скоростные гоночные треки. При этом, никаких реверансов в сторону любителей комфортных городских променадов. Логика новинки полностью укладывается в концепцию: «Какой смысл создавать дружелюбный мотоцикл, если оценивать тебя будут по твоим спортивным талантам?» В итоге были взяты все гоночные наработки MotoGP, из них отобраны те, которые дешевле авианосца, в результате чего получилась ультимативная машина-убийца для пожирания соперников на треке.
И если мы говорим о новой Yamaha YZF-R1M в таком ключе, как-то уже неловко упоминать её цену и, уж тем более, сравнивать с конкурентами.
А всевозможные электронные системы, которыми оснащена новая Yamaha YZF-R1M, выводят интерфейс настройки мотоцикла на совершенно новый уровень. Отложите в сторону отвертки и шестигранники, забудьте о массивных ключах для установки преднатяга задней пружины. Теперь подвеска и управляемость настраиваются с помощью наглядных «ползунков» и пиктограмм на приборной панели. При этом заигравшись с пользовательскими настройками, нажатием одной кнопки можно возвратить всё к рекомендованным заводом, сбалансированным характеристикам.
А простым мотоциклистам останется лишь научиться не комплексовать оттого, что наши мотоциклы становятся умнее нас самих.



Yamaha YZF-R1M

Компоненты

Мотор

5

Оказывается Big-Bang не бесполезен!

Шасси

5+

Сложно оценить то, что умнее и сложнее, чем твои собственные мозги.

Тормоза

5

Мотоцикл, конечно высокий, но сами тормоза великолепны!

Среда обитания

Город

3

Посадите меня на двусторонний скотч!

Дальнобой

2

Эй! Проректор! А слабо доехать на этом до Магадана?

Трек

5+

В умелых руках - тиранозавр среди травоядных

Потребительские свойства

Дружелюбность

3

Только для быстрых мальчиков

«Понт-фактор»

5

Учитывая пугающую цену и малую распространенность…

Цена

3

Дорого, даже с учетом возможностей

«+»

«–»

Фантастическое шасси

Никакой универсальности! Только трек!

Эффективная и ненавязчивая электроника

Причем, именно скоростной трек!

Мотор расцветает на треке

Да, привезите уже, наконец, недорогую базовую версию!!!

Эталонная спортивная эргономика

 


В день проведения наших испытаний Yamaha YZF-R1M на Moscow Raceway в рамках мероприятия TrackRaceDays была организована гонка «Open 1000», победителем которой стал Сергей Крапухин на точно такой же как у нас Yamaha YZF-R1M. Это был первая гонка Сергея на R1M, и чтобы услышать его впечатления от знакомства с новой техникой, мы задали ему несколько вопросов.
- Сергей, мы знаем, что ты не раз добивался успеха на других мотоциклах. В это раз техника мешала или, скорее, помогала тебе на трассе?
- Это мой первый опыт на этом мотоцикле в гонках. Мне очень понравилось, как он себя ведет. Я, наконец, попробовал в гонке разные настройки электроники. Предварительно создал несколько стратегий по настройкам мотора и подвески. И, в принципе, я остался доволен. Мотоцикл, конечно, очень понравился.



- По сравнению с предыдущей моделью это большой шаг вперёд?
- Большой! Это просто другой мотоцикл! И даже сравнивать не стоит. И по мощности… Да, по всем параметрам!
- Какие его основные качества ты бы выделил?
- К нему не нужно привыкать. На него сел – и поехал. Я много последних лет гоняюсь в классе Supersport, на Yamaha YZF-R6, и пересев на этот мотоцикл мне вообще не пришлось тратить время на адаптацию. Буквально, с первого круга сидел уже как на своём мотоцикле. Все литровые спортбайки, на которых я ездил, требовали какое-то время, чтобы привыкнуть к нему. А здесь нет ощущения, что я сел на литр. Мотоцикл слегка потяжелее, но с такой приятной мощностью, и электроникой, которая ведёт себя просто чудесно.



- Сергей, в этом мотоцикле много доработок по сравнению со стоковым?
- Нет, это практически стандартный мотоцикл, вот, у него даже зеркала остались. Мы поставили только подножки, клипоны и покрышки. Всё. Но мы двигаемся в этом направлении. Буквально завтра мы уже поставим выхлоп, и будем думать, что делать со сцеплением.
- Можно ли сказать, что этот мотоцикл прямо из коробки готов для участия в спортивных мероприятиях и гонках любительского уровня?
- Да. Можно именно так сказать.
- Спасибо Сергей! От всей души желаем тебе множество побед в гонках!



параметры

Yamaha YZF-R1M

Снаряженная масса

200 кг

Длина/ширина/высота мм

2055/690/1150

Колесная база мм

1405

Высота по сиденью мм

860

Дорожный просвет мм

130

Объем бензобака л

17

Двигатель

998 см3, 4-тактный, 4-цилиндровый, рядный, 4 клапана на цилиндр, жидкостное охлаждение

Диаметр цилиндра

/ ход поршня

79,0/50,9 мм

Система питания

Многоточечный электронный впрыск топлива SAI

Степень сжатия

13,0:1

Мощность

200 л.с. при 13500 rpm

Крутящий момент

112 Нм при 11500 rpm

Трансмиссия

6-ступенчатая КПП, многодисковое сцепление в масляной ванне, цепь

Передняя подвеска

Öhlins Electronic Racing Suspension, телескопическая электронно-регулируемая вилка, перевернутого типа, Ø 43 мм, ход 120 мм

Угол наклона/вылет вилки

24°/102 мм

Задняя подвеска

Маятниковая, рычажная, с электронно-регулируемым моноамортизатором Öhlins Electronic Racing Suspension, ход 120 мм

Передний тормоз

2 тормозных диска Ø – 320 мм, 4-поршневые моноблочные радиальные суппорты

Задний тормоз

Тормозной диск Ø – 220 мм, 1-поршневой суппорт

Переднее колесо

120/70-17”

Заднее колесо

200/55-17”

Цена

1 816 500 руб




Перечень основных электронных систем, установленных на новой Yamaha YZF-R1M

CCU (Communication Control Unit) – система собирающая данные телеметрии, и с помощью GPS, фиксирующая время прохождения круга. Используя Wi-Fi, подключается к мобильным устройствам на платформе AOS и Android, и с помощью приложения Y-TRAC (Yamaha Telemetry Recording and Analysis Controller) предлагает дистанционный доступ к данным телеметрии.

IMU (Inertial Measurement Unit) – система отслеживающая положение мотоцикла в пространстве. 3 датчика измеряют углы наклона мотоцикла в поперечной и продольной плоскостях, а так же отклонение от траектории. Ещё 3 отслеживают величины ускорения мотоцикла в трех координатах. Измерения производятся с частотой 125 раз в секунду. Данные направляются в 32-битный блок управления.

LCS (Launch Control System) – система контроля старта. Предотвращает подъем переднего колеса и помогает максимально использовать мощность двигателя при старте с места. Использует для работы информацию от систем LIF и TCS.

LIF (Front LIFt Control System) – система предотвращения переднего колеса – anti-wheelie. Предотвращает подъем переднего колеса при интенсивном разгоне в движении. При его отрыве слегка душит двигатель. Использует для работы информацию от системы IMU и датчиков оборота колес.

PWR (Power Mode Selection) – система регулирующая открытие дроссельных заслонок в зависимости от поворота ручки газа. Имеет четыре режима, в каждом из которых изменяется реакция на ручку газа и график мощностной характеристики.

QSS (Quick Shift System) – квикшифтер. Имеет два варианта настроек. Работает только при переключении передач вверх.

SCS (Slide Control System) – система контроля за боковыми скольжениями заднего колеса. Предназначена для контроля сноса мотоцикла при ускорении и выходе из поворота. Допускает небольшие контролируемые скольжения, и препятствует развитию опасных заносов, регулируя отдачу двигателя. Использует для работы информацию от систем IMU и TCS.

TCS (Traction Control System) – трекшн-контроль. Система контроля уровня тяги. Учитывает не только разницу в скорости вращения колес, но и угол наклона мотоцикла, а так же степень открытия газа. Препятствует развитию пробуксовки заднего колеса открытием дроссельных заслонок, изменением подачи топлива и углом опережения зажигания. Имеет 10 уровней регулировки.

YRC (Yamaha Ride Control) – система создания предустановок всего набора регулировок, наиболее подходящих к конкретным дорожным условиям и индивидуальным предпочтениям. Допускает создание 4-х наборов предустановок всех систем.




Текст: Андрей Родионов
Фото: Сергей Калиганов, Никита Колобанов, Александр Баркалов, Yamaha

Мотоцикл Yamaha YZF-R1M предоставлен компанией Ямаха Мотор Си-Ай-Эс
Шлем Lazer Osprey предоставлен компанией Байкленд
Комбинезон Rewin MIG приобретен в компании Motorrika
Благодарим организатора трек-дней TrackRaceDays за помощь в подготовке материала
Благодарим администрацию картодрома Фирсановка, за помощь в организации теста
Благодарим Мотосервис R&K за помощь в организации теста
Благодарим технический центр AES-Moto за измерение мощностных характеристик мотоциклов на динамометрическом стенде.

Похожие материалы:
Обзор мотоциклов Honda CBR600RR, Kawasaki Ninja ZX-6R, Suzuki GSX-R 600 и Yamaha YZF-R6
Видеообзор мотоцикла Kawasaki Ninja ZX-6R 636
Видеообзор мотоцикла Yamaha YZF-R1M
Видеоролик о гоночной трассе N-Ring, Нижний Новгород
Видеоролик о белгородской трассе АСК Вираж
Что такое TrackRaceDays? Трек-дни на Moscow Raceway глазами участников.


7 900

0

Поделиться в соц. сетях

 

Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментариев нет.