• Пирометр (бесконтактное измерение температуры) для диагностики мотоцикла. Возможно ли его использование и применение

Пирометр (бесконтактное измерение температуры) для диагностики мотоцикла. Возможно ли его использование и применение

Давайте подумаем, нужен данный «девайс» или нет.

Я не хочу засорять текст умными словами. Постараюсь максимально просто описать, как может помочь измерение температуры на определенных точках мотоцикла. Но без краткого вступления не обойтись.

Если точно, то пирометр (от др.-греч. πῦρ «огонь, жар» + μετρέω «измеряю») или ИК-термометр, или термометр инфракрасный, используется для измерения температуры на расстоянии от нескольких сантиметров до нескольких километров. Что нам это дает и как помогает при диагностике (выявлении «косяков») мототехники или авто?

Все знают, что если большая разница температур на верхней и нижней частях радиатора охлаждения (на пограничном состоянии перед включением вентилятора), то термостат работает некорректно. То есть не обеспечивает полное открытие клапана для пропускания (циркуляции) охлаждающей жидкости по «большому кругу». В данном случае будет срабатывать датчик включения вентилятора охлаждения, но пропускная способность термостата не будет обеспечивать нужного протока охлаждающей жидкости. Соответственно, двигатель не будет охлаждаться. Точнее, на холостых оборотах выделение тепла небольшое и пропускной способности будет хватать. Но под нагрузкой, даже на маленьких оборотах, ДВС будет перегреваться и как результат закипит. Если отсутствует датчик показаний температуры охлаждающей жидкости или пилот не любит следить за показаниями приборов, то в самый интересный момент будет «нежданчик».

Приложив руку к радиатору и попытаться по ощущениям определить температуру – это относительное ощущение тепла. Все помним опыт из школьной программы (для тех, кто не просиживал уроки): достаем стакан холодной воды из холодильника и второй наполняем горячей водой (больше комнатной температуры). Далее опускаем палец правой руки в холодную воду, палец левой руки в теплую. И удерживаем некоторое время. Так вот, если мы опустим пальцы из холодной и горячей воды в стакан с водой комнатной температуры, то получим следующее: для одного пальца она покажется теплой, для другого холодной. Так что ваши «измерения» руками не дадут точной картины о температурах на разных точках радиатора. Соответственно, все относительно. Измерительные приборы – это не ощущения, а измерения необходимых величин. Относительно показаний мы сможем сделать выводы.

Посетил одну из лабораторий российского производителя. Каждый прибор после сборки тестируется и проходит настройку.


Вспоминаю анекдот: заяц пришел на рынок купить соль. У волка сломались весы, и он предложил насыпать зайцу 1 кг на глаз. На что заяц ответил: насыпь себе лучше на кончик члена, волчара поганый.

Так и в нашем случае, только точная температура покажет:
1. При какой температуре открывается клапан термостата, а они разные. Есть на +97С, а есть на +102С. Соответственно, можно подобрать под свою климатическую зону или под бесконечное стояние в пробках.
2. Какая температура радиатора в верхней и нижней точках.
3. Какие соты радиатора забиты, в каких местах лучшее прохождение жидкости.

Это малая часть применения прибора. Можно быстро сделать диагностику работы цилиндров. Измерить температуру на выхлопных трубах «штанах» всех цилиндров при прогреве и на прогретом ДВС. Температура должна быть на всех трубах одинаковая. Если на одной трубе температура ниже или выше, то надо искать проблему по впрыску, зажиганию или другой причине. Главное, что диагностика займет всего 10-20секунд. Смотрите видео, специально сделанное для понимания и визуализации измерения температуры.

Измерить температуру внутри глушителя через выхлопное отверстие, если делать нечего или скучно. Пробежаться по периметру окон здания и посмотреть где «сифонит». Как правило, этим занимаются, когда посмотрели температуру во всех нужных и не нужных местах. Измерить температуру на самой ГБЦ. Можно сделать измерения в любой точке ДВС.

Измерить рабочую температуру РР (реле регулятора) – это важный момент. Измерение дает предварительную оценку работы АКБ-РР. Если она больше +80С, то это критичная рабочая температура для электроники.

При заряде АКБ не нужно смотреть пузырьки в банках. Тем более, что на необслуживаемых это сделать проблематично. Достаточно пройтись по банкам и выявить по разнице температур, какая не работает. Мелочь? Нет! Не надо гадать, нужно за 20 секунд измерить и понять, что банка не работает, а это дает нагрузку на РР, которое начинает перегревается. Так просто? Да! Надо лишь вести журнал, где снимать температуру с необходимых точек (на полностью исправно работающей технике) и записывать их в таблицу. Далее сравнивать показатели и делать выводы.

Приехал рабочий мотоцикл поменять колодки – сразу сними показания. Диагностика не даст 100% результат и придется пошевелить мозгами, чтобы найти или предупредить выход из строя деталей. Но если один суппорт имеет большую температуру относительно другого и колодки больше изношены, то тут и так понятно, что один из суппортов не «отпускает», а ,может, и воздух в системе.

Проверка контактов на силовых проводах. Где нет контакта, есть выделение тепла, то есть температура будет выше. Объяснять долго не буду, и так понятно. Так проверяют контакты в электрической щитовой.

Высунувшись из окна гаража с любого этажа померить температуру асфальта или земли в тени. Удобно же! Иногда стоит хорошая теплая погодка, а асфальт не прогрелся. Значит, и на короткий тормозной путь не стоит рассчитывать.

Измерить температуру резины в разных точках протектора. Построить зависимость температуры покрышки от давления в колесах. Возможно, на треке актуально будет.

Если делать окончательно нечего, то взять пирометр с собой и после резкого торможения посмотреть, до какой температуры нагрелись диски и суппорта.  Также можно по приезду снять показания с суппортов, они должны быть одинаковой температуры. Главное - что не надо подключаться к 220В, провода раскручивать, в наше время все на батарейках. Нажал на курок прибора и посмотрел показания. Ляпота!

И, конечно же, если много пил, а поутру плохо себя чувствуешь, то градусник не нужен. «Стрельнул» в руку, в мозг, под мышку и понял, что температура нормальная – это просто будун.

Температура сварочного шва во время сварки. Для изготовления рам это важный параметр. Проверить прогрев рамы в разных точках во время сварочных работ, чтобы не повело – тоже необходимо.

Поначалу я измерял всё, что меня окружало. Особенно понравилось, сидя на ж@пе, посмотреть все окна и выявить, где пропускают уплотнения и гуляют сквозняки. Развлекался, как мог. Но, по большому счету, это полезный инструмент. Когда перестала греть печка в машине, достаточно было измерить, чтобы стало понятно, что тепленькая водичка не бежит по патрубкам к радиатору печки. Кран залип.

Я написал часть точек для измерений, далее сами сможете совершенствовать свои методы температуры в разных местах, которые позволят сделать правильные выводы и понять, в какую сторону идти.  Решайте сами.

Теперь о главном. Загорелись приобрести? Стоп! Дальше интересней. Весь интернет наполнен предложениями по продаже пирометров. Цена от 1 500 рублей. Такой можно купить, если побаловаться и выкинуть. Никаких точных показаний не будет. Почему? Да потому, что пирометр - это измерительный прибор, а не игрушка. Разжую подробно, чтобы не было пустых покупок.

Надо выбрать диапазон измеряемых температур. В нашем случае нужен от +5С до +600С с запасом. Зимобайкерам такой не подойдет, им нужен от -30С. Ну или подбирать по региону.

Если нужно измерять температуру с точки (тонкого шланга, контактной группы, пина разъема, сварочного шва у электрода), то необходим маленький угол (диаграмма поля зрения прибора). Это нужно, чтобы не было погрешности и температура непосредственно снималась с точки, а не со всех узлов, находящихся рядом.

Надо понимать, что пирометры есть и медицинские. Они рассчитаны на съем температуры тела человека с маленького расстояния. И их температурный диапазон сильно ограничен. Некоторые компании производят по техническому заданию заказчика подобное оборудование под заказ. Но здесь или стоимость будет запредельной, или срок изготовления такой, что необходимость в нем отпадет. Да и желание его приобрести.

Ширпотреб не настраивают, а штампуют. Погрешность может быть гигантской. В РФ производителей такой техники мало, так что покупать надо у проверенных производителей или их представителей. Я был на заводе, читайте ниже.

Точность измерения обычно оказывается в процентном соотношении от температуры. И при +400С погрешность может составить 40С, а при +600С уже 80С, а то и больше. Если нет привязки к конкретной температуре, а нужно провести сравнительный анализ четырех выхлопных труб, то это один момент. Но смысл, когда на радиаторе нужна точная температура.

На фото модель пирометра, где есть понятная картинка. На расстоянии 80 см будет снимать температуру с пятна диаметром 11,3 см.


Цена прибора, который на видео, в декабре 2017 года колеблется от 20 000 до бесконечности, в зависимости от показателя визирования (измеряемая температура с площади заявленного диаметра на поверхности тела). В отличие от аналогичных импортных приборов у российского производителя КБ ПИРОЦЕЛЬС можно заказать прибор под ваши задачи.

Видео поможет наглядно посмотреть на проблему выбора.

 

Помните, что у этих приборов точка от лазера – это указатель, своеобразный прицел, она может расходится с местом (точкой) измеряемой температуры на поверхности тела. Температура будет сниматься не с точки, а рядом с ней, если «прицел сбит». Тонкостей много.

Я специально приехал на завод по производству пирометров. Что хорошего на производстве:

- Комплектующие. Это самые важные компоненты из России и Японии. Эксклюзивные механизмы производятся на военных заводах и с соответствующей приемкой;
- ОТК. Настройка каждого прибора в лаборатории;
Видео проверки:

- изготовление под требования заказчика. По необходимости поверка! Приборы занесены в реестр измерительных средств, что гарантирует заявленные показатели;
- первая проба. Сняли видео измерения температуры без подготовки, не судите строго. Со временем будет серия нормальных видео с результатами измерений. 

ПыСы. В автомобиле больше узлов. Зимой просто искать проблемы с печкой, летом с кондиционированием, и так далее. «Игрушка» будет всегда при деле.

Посмотрите в описаниях пирометров и в графе внесены или нет в реестр, будет стоять или прочерк или нет. Приборы фирмы, которую я посетил, имеют свидетельство о поверке в Федеральном региональном центре стандартизации, метрологии и испытаний в Московской области (ФБУ «ЦСМ Московской области»).

Теги:

40

0
 

Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментариев нет.