Одиночное мотопутешествие на ПАМИР. Часть третья

Отчет Дмитрия Сталкера о поездке на Памир в мае 2018 года.

Шестой день. Калайхумб – Хорог.

Еще в Душанбе Антон говорил мне про этот участок дороги, что он ему не нравится. На вопрос почему, четкого ответа не было. Не нравится и все! Сегодня предстояло преодолеть 250 км и подняться с полутора тысяч на 2200 м. С точки зрения акклиматизации самое то. Заправившись с утра на выезде, я решил сфоткаться на фоне Афганистана. Да-да! За моей спиной Афганистан!

Этот отрезок дороги ничем не привлекателен. Грунт, разбитый асфальт, пара коротких участков песка. Весь маршрут вдоль реки Пяндж, отделяющей Таджикистан от Афганистана. Опасность могут представлять вылетающие из слепых поворотов экскурсионные внедорожники. Конечно, поглазеть тоже есть на что. Когда я увидел фуру, висящую в обрыв, то побежал предлагать помощь, но местные были абсолютно спокойны. Они рассказали, что это у них здесь в порядке вещей и начали расспрашивать про мотоцикл, потеряв на время интерес к грузовику.

В обед прибыл в точку «Б». Город Хорог – это административный центр Горного Бадахшана. Заселился в гостинице Сирена. На въезде с правой стороны ниже уровня дороги. Гостиница очень даже на уровне, здесь есть очень красивый внутренний сад на берегу Пянджа. Приятной новостью стала возможность оплатить проживание картой. Но снять наличку в банкомате оказалось проблемой, мне отказали три устройства. Есть заправка Лукойл, только она в цветах Газпромнефти.

После падений на глине замки в мотоботах перестали открываться, так как грязь засохла в каждом звене. Вместо того чтобы засунуть ногу под кран с водой и спокойно расстегнуть молнию, я ее сломал. Но местные ребята за небольшую благодарность перешили мне молнии на ботинках. Сервис!

По тракту постоянно курсируют экскурсионные машины с иностранцами. Так вот, за ужином я переговорил с водителем одного из таких. Поинтересовался, как сейчас дорога на Харгуше. Это перевал, если идти через нижнюю дорогу, через город Ишкашим. Получил в ответ удивленные глаза и полное отрицание возможности там проехать. То есть даже джипы в эти дни там не ездят. После истории на Хабуработе решил не дергать судьбу за разные места и идти верхней дорогой.

Седьмой день. Хорог – Мургаб.

В этот день мне предстояло подняться с 2200 метров до 3500, и там заночевать. Выехал с утра. Погода прекрасная, но вот здесь пора утепляться. Все-таки на высоте немного прохладно. Дорога с нормальным покрытием. На фото слева вершина высотой более 5000 метров.

Асфальт заканчивается, и начинается грунт в долине реки Гунт, ближе к перевалу Койтезек. Высота его – 4271 метр. Самое интересное, что днем ранее там шел снег, но я об этом не знал. Сам перевал не очень сложный, я бы даже назвал его простым. Пара мелких шпилек и все. И в сухую погоду его проходишь, даже не заметив.

Но это не мой вариант. Из-за снега проход для фур открыли только с утра. Одну такую я и обогнал. Скорость у грузовиков порядка 1-3 км/ч. Начался снег и грязь под колесами. И опять моя самоуверенность сыграла со мной злую шутку. Под слоем грязи оказался лед. И вуаля, мы снова отдыхаем.

Высота более четырех тысяч метров. Поднять мотоцикл сам не смог. Прождал фуру, которую обогнал десять минут назад, более получаса. Спасибо водителю, не бросил в беде. Даже пригласил к себе в кабину на обед и согреться. В таких местах и видишь человеческое отношение. После города, тем более после Москвы, все эти вещи вызывают очень сентиментальные эмоции.

Кстати, к вопросу экипа. После глиняных ванн вся мембрана в моих мотоботах забилась песчинками глины и перестала работать. Поэтому где-то здесь (на фото) мои ноги промокли, стало холодно. Выручают новые сухие носки и пакеты. Потому что купленные еще при подготовке непромокаемые гольфы остались дома. После перевала меня ждала Аличурская долина с асфальтовой дорогой и малозаметными швами, которые могут привезти к падению. Нужно быть всегда начеку. Виды красивые, но как-то безжизненно. Из фауны видел множество сусликов оранжевых и пушистых, а еще яков.

Вся долина на высоте 3300 м. Ну и обязательная фотка. Это место перед Мургабом.

Дальше попадаешь в сам Мургаб. Это самый высокий райцентр на территории бывшего СССР. Три тысячи пятьсот метров. В этом поселке нет электричества, поэтому в гостинице вечером включают генератор и появляется свет. Кстати, сам отель – это двухэтажная панелька из Союза. Также по вечерам там топят, так получается горячая вода. Но все это начинается примерно с 19:00. В гостинице встретил трех ребят, идущих со стороны Оша на трех КТМ (990,990,950). Привет вам!

Восьмой день. Мургаб – Ош (Киргизия).

С утра проснулся и понял, что на улице немного прохладно.

Минус 12 на градуснике. Завтрак и быстрее одеваться. Теплое термобелье. Джинсы. Дождевик. Куртка. Подшлемник. И вперед.

Скорость 80-100 км/ч. Все прекрасно. Впереди у меня самый высокий автомобильный перевал на территории бывшего СССР: АК-БАЙТАЛ. Высота 4655 м. И как же неожиданно он наступает! Никаких тебе трудностей. Просто едешь – едешь и оп! Простая табличка. Ура! Я у цели!!!

Перед поездкой я приготовил пару наклеечек своих. Хотел наклеить в хороших местах, но забыл их дома. И вот стою и смотрю на знак. А он весь залеплен наклейками. Тут подъезжают экскурсионные внедорожники. Я спрашиваю у водителя супер-клей. Он приносит холодную сварку. Отрываю наклейку с переднего крыла мотоцикла, и мы прям на ней разводим сварку. В общем, вот так.

С положительными эмоциями я отправился дальше. А меня там ждал самый сложный перевал на тракте Кызыл-Арт на высоте 4200 метров. Сложный он тем, что 90% времени идет мокрое покрытие. И он глиняный, имеет шесть шпилек под очень маленьким углом в горизонте и очень большим в вертикали. Большинство мотоциклистов там спускаются на пятой точке.

На вершине этого перевала находится пограничный пункт Таджикистана. Там увидел идущего мне навстречу Максима на 800-ке. Ростом он выше меня, мотик у него ниже моего. Он поднялся там, где мне предстоит спускаться. Эмоции его зашкаливали! Снег, лед, красная глина, он поднимался по пухляку (снегу), чтобы хоть как-то зацепиться за дорогу, и поднимался он долго. После того, как он услышал, что я не достаю обеими ногами до земли в полной мере на своем мотоцикле, он очень удивился и, пожелав мне удачи, отправился дальше. А я остался ждать, пока солнце хоть как-то растопит лед. Я надеялся, что снег растает при минусовой температуре. Забавно.

Часа через полтора меня начало «выключать» из-за высоты. Я увидел местный джип, идущей со мной по пути. Договорился с водителем, что он будет спускаться сразу за мной. И, если я упаду, то поможет мне поднять мотоцикл. После второй шпильки он плюнул на меня и поехал себе дальше. Наверное, моя скорость не более 1 км/ч, его не устраивала. Спускался я по пухляку, а в шпильках блокировал заднее колесо, чтобы повернуть. По факту, мое ожидание привело только к одному: сам перевал не растаял, он в тени, а вот солнечные стороны его потекли реками вниз.

Сразу после спуска меня ждала Киргизская граница. Прошел ее нормально, советы Макса помогли. Спасибо. Далее на Ош по асфальту. Перевал Талдык (3600 м) асфальтирован и проходится легко.

В Оше меня встречал Стас. Прекрасный человек. Он отправляет всех мототуристов на тракт со стороны Киргизии. У него есть хостел, в котором для мотоциклистов цены копеечные. Я ночевал за тысячу русских рублей в одноместном номере со своим санузлом и душем. В комнате весит плазма, все на достойном уровне.

Мотоцикл оставил Стасу. Он сам его погрузил в фуру, он же договорился о доставке моего байка в Москву. Спасибо тебе огромное, Стас! Ты реально – Человечище! В этом городе есть международный аэропорт, где я купил билет. Вылет в 5 утра, и всего через 4,5 часа я был дома!

P.S. В трудных ситуациях на тракте я отдал бы все, чтобы оказаться дома. Но пройдя его, я знаю одно – Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЕРНУСЬ!

 

Одиночное мотопутешествие на ПАМИР. Часть вторая
Одиночное мотопутешествие на ПАМИР. Часть первая

581

0

Поделиться в соц. сетях

 

Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментариев нет.