Bajaj изнутри

Отчет о посещении производственных мощностей Bajaj, и знакомстве с модельной линейкой компании



После интенсивной зимней эксплуатации Bajaj Pulsar NS200, к марту 2016 года мы были чуть ли не самыми осведомленными об истинном качестве техники Bajaj на всём постсоветском пространстве. Поэтому приглашение посетить в Индии заводы компании в городах Чакан и Аурангабад было встречено с радостью.

Многие из вас сталкивались на просторах интернета с красноречивыми публикациями, посвященными Индии. Часто в них демонстрируется контраст между величием древних построек и нищетой, царящей вокруг, между пафосом центральных кварталов столиц и трущобами, покрытыми горами мусора, между экономическими успехами «новой Индии» и мезозойской дикостью некоторых обычаев и традиций, царящих в провинциях.





Сполна окунулись в это море контрастов и мы. Сначала нам пришлось ошалеть от увиденного в Агре. Когда, чтобы добраться до восхитительного Тадж Махала, автобус медленно и печально пробивал себе путь в городском муравейнике уличной торговли и хаотичного дорожного трафика.



А на окружающих городские улицы затрапезного вида торговых лотках нетренированный глаз ни за что бы не отличил покрытые килограммами дорожной пыли пищевые продукты от строительных материалов. А те, в свою очередь, от химических и органических сельскохозяйственных удобрений.





Тем ещё более странно было слышать комментарии экскурсовода, рассказывающего, что их восхитительные дворцы и храмы были бы ещё лучше и помпезнее, если бы бессовестные англичане не расхищали их в колониальные времена. Уж больно убедительно трущобы индийских мегаполисов демонстрировали, какой вид приобретает всё то, к чему не прикасается рука алчного европейского колонизатора.



После увиденного стерильная чистота сборочных цехов заводов Bajaj впечатляет ещё больше. Современное оборудование, огромные сборочные цеха, интеллигентные лица рабочих. Кстати, даже сборщики на конвейере Bajaj в большинстве своём имеют инженерное образование.





Как такое стало возможно в структуре общества, подозрительно похожей на отечественный нео-феодализм, при котором, главы корпораций вполне себе официально заседают в конгрессе? Может быть, всё дело в пресловутых традициях, а так же, в социальной ответственности власти и бизнеса? Ведь, в отличие от нашей страны, в Индии подобный уклад формировался годами. Сам Махатма Ганди состоял в очень близких отношениях с основателем нынешнего Bajaj Group, Джамналалом Баджаджем, и говорил в его адрес: «Всякий раз, когда я писал о богачах, использующих своё богатство для общего блага, я вспоминал этого принца торговли».
Но какими бы интересными и фантастическими не были бы сборочные площади огромной корпорации, настоящее веселье началось, когда в наше распоряжение предоставили весь парк мототехники Bajaj, и выпустили на испытательный трек завода в городе Чакан.



Сначала принимающая сторона крайне настороженно отнеслась к перманентному хихиканию большей части журналистов и представителей дилеров, увидевших перед собой не иначе как «потешную флотилию» малокубатурников.



Но парочка наших ребят, проехав по треку в хорошем темпе, и качественно причесав об асфальт упоры подножек, сразу дала понять, что с руcскими можно иметь дело. После чего, нам уже никто особенно не мешал, ни размеренно позировать фотографу, ни носиться по трассе в своё удовольствие.



А, между прочим, трасса у них, доложу я вам – что надо! Чего только стоит один профилированный скоростной вираж, построенный по мотивам американских, бэнкингов! Ещё бы сделать полотно асфальта чуть пошире, и получится полноценная гоночная трасса, не хуже тех, на которых гоняются в RSBK!
Именно после испытательного трека я и смог полностью оформить свои мысли о потребительских качествах техники Bajaj.

Итак
Для начала я прокатился по треку на привычном и уже фактически ставшим родным Bajaj Pulsar NS200.



И сразу шок! То, на чём я провел зиму, обладало выверенной эргономикой, бодрым для своей кубатуры моторчиком, отсутствием аппетита, но подвеской оно точно не обладало! Любые скоростные повороты на загородных трассах превращались в борьбу с раскачкой задней части мотоцикла. Любое достижение трехзначных скоростей оборачивалось отчаянным воблингом.



А тут… прекрасная и предсказуемая управляемость, выверенные реакции на руле, и как следствие, стабильное поведение мотоцикла вплоть до самых смелых скоростей в поворотах.
Немедленно подхожу к российскому представителю Bajaj, выдававшему мне мотоцикл для зимних издевательств.
- Так мы же тебе на зиму в подвески маслица пожиже залили! Тебе разве никто не сказал?
Вот это номер! Мне действительно никто не сказал! И теперь я сижу на привычном для себя мотоцикле, который словно по волшебству стал послушным, покладистым и ужасно игривым. Хочешь нырнуть в медленную шпильку? Легко! Хочешь стабильного поведения на быстрой перекладке? Пара пустяков! Хочешь максимальной скорости 140км/ч.? Ничего проще!
Конечно, для тех, кто уже отвык, или никогда не ездил на карбюраторной технике, будет несколько непривычным характерные для этого типа мотоциклов небольшие провалы и подхваты, размазанные по всему диапазону оборотов. Но привыкнув к ним, понимаешь, что их тоже можно использовать для еще более интенсивных ускорений.
В последствии, в Москве, силами мотосервиса Prospect Motors, на нашем подопытном Bajaj Pulsar NS200 была основательно перебрана подвеска, и мотоцикл принял участие в 3-ем этапе чемпионата XBikes в Нижнем Новгороде, наряду со спортивными шестисотками и литровыми байками.



И, не в последнюю очередь, благодаря его пилоту, Андрею Иванову, приехал на 2-е место в классе Road Cup. Но это уже совсем другая история…
А мы пересаживаемся на другой мотоцикл.

Bajaj Pulsar RS200.



Ярко желтый спортбайк (Спортбайк?!) с оптикой, напоминающей таковую у Yamaha R1 2009 модельного года. Конструктивно отличается от нейкеда NS200 наличием пластика, ABS, и электронным впрыском топлива. Кстати, благодаря последней особенности управление тягой воспринимается совсем по-другому. Если нейкед NS200 словно играясь с тобой своими подхватами и провалами создаёт ощущение очень живого, отзывчивого мотоцикла, то ровная тяга спортбайка при том же потенциале мотора заставляет воспринимать мотоцикл как более пресный и скучный. Разумеется, всё дело в незначительных нюансах, и укладывается в диапазон: «Тут почудилось, там показалось…» Но, тем не менее, она есть, и большинство её заметят.
Разница в подвеске не критична, и, на мой взгляд, скорее обусловлена добавившимися килограммами пластика и измененной развесовкой.
Ну, а наличие ABS сложно переоценить, тем более, на мотоцикле, который в нашей стране будут использовать, в основном, неопытные и начинающие мотоциклисты.

Bajaj Pulsar AS200.



Серия AS (Adventure Sport) отличается от раздетой NS (Naked Sport) лишь небольшим пластиковым ветровичком, и встроенной в него фарой, отдаленно напоминающей старого Suzuki Bandit. Никаких принципиальных различий. За исключением символической ветрозащиты серия AS не имеет.

Bajaj Pulsar NS150



В семействе NS есть как 200-кубовая версия, так и модель с двигателем 150см3.
Чуть меньший движок разгоняет мотоцикл ожидаемо ленивее, а его максимальная скорость меньше эдак на 20-30км/ч. Зато он ещё экономичнее и дешевле.
Но это как в старой шутке Романа Карцева: «Те вчера по 5 был очень большими! А сегодня по 3, но маленькие!»

Bajaj V.



Самая интересная, на мой субъективный взгляд, модель в модельной гамме Bajaj.
Почему? Попробую объяснить.
Во-первых, соотношение объективных и субъективных потребительских качеств со стоимостью модели.
Да, двигателя тут чуть меньше, чем у привычной мне двухсотки, подвески более ватные, колёса пухлые (на всякий случай) а избирательность коробки передач на доставшемся мне экземпляре была несколько хуже. Вот только, все эти преимущества семейства NS/AS отнюдь не бесплатные. А воспользоваться более острой рулёжкой, сможет разве что Андрей Иванов на трассе Нижегородское Кольцо, или журналисты на испытательном полигоне Bajaj. Типовому же потребителю техники Bajaj все эти примочки из сегмента Luxury не просто не нужны, он их не почувствует при всём желании! Так зачем переплачивать за ненужные навороты?



Во-вторых, внешней вид модели «V» наиболее индивидуален и гармоничен из всей модельной линейки Bajaj, и вплотную подобрался к той черте, за которой уже можно говорить о дизайнерской школе. Конечно, среди нашей группы журналистов нашлись те, кто вполне справедливо указал на потенциал для облагораживания, например, фары головного света нового Bajaj V. Но лично мне кажется, что сам по себе выход модели индийского мотоцикла, заставившего публику всерьёз рассуждать о её дизайне – уже прорыв! А самое главное, что ни одна модель конкурентов, в этом ценовом сегменте, не может похвастаться таким запоминающимся внешним видом. К тому же, благодаря объемному баку и пухлым колёсам, Bajaj V воспринимается как гораздо более серьёзный аппарат, чем есть на самом деле. А для малолетних мотоциклистов, пацанов в трениках и слабого пола, это крайне важно!



А в третьих, само появление Bajaj V сопряжено с красивой патриотической легендой, на примере которой следует издавать учебники по маркетингу.
В 1961 году в состав индийского военно-морского флота вошел авианосец Vikrant. С 1965 по 1971 годы он активно участвовал в индо-пакистанском конфликте. После своего последнего выхода в море в 1994 году корабль долгое время являлся плавучим музеем, будучи пришвартованным в порту Мумбаи. Но в 2014 году он был продан на слом. А метал, из которого был сделан авианосец, теперь используется при изготовлении топливных баков мотоциклов Bajaj V.



Слоган: «Прикоснись к легенде!» - прилагается.

Bajaj Avenger Cruise 220.



Ну, тут всё просто! Пользуясь своим тесным деловым и техническим партнерством с Kawasaki, индийцы не стали изобретать велосипед круизер, а реинкарнировали японский малокубатурник Eliminator 125. На удивление, двигатель почти вдвое большего объёма без труда вписался в созданную с большим запасом раму японца. Решение, между прочим, как будто специально для Российского рынка!

Bajaj Boxer BM150X



Я уже писал, что основной, на мой взгляд, недостаток топовых моделей Bajaj, включая измученного мной за зиму Pulsar NS200 - слишком большое стремление к перфекционизму. Инженерные наработки вроде двух или трёх свечей в одном цилиндре, инновационных подвесок SNS (пружина в пружине), четырех клапанов на цилиндр, продвинутых систем выпуска, и т.д, конечно ощутимо повышают отдачу мотора и уровень управляемости мотоциклов. Вот только в нашей стране, те, кому действительно важна производительность мотора, вместо нового Pulsar NS200 покупают 954-й FireBlade (небитыйнекрашенныйбабушкавмагазнзахлебушкомездила…). А для остальных весь этот перфекционизм оборачивается не по чину завышенной ценой.
И для покупателей, не готовых переплачивать за титул самого прогрессивного малокубатурника на планете, существуют модели на подобии Bajaj Boxer.
Это просто мотоцикл, для того чтобы просто ездить по дорогам любой степени убитости и перекопанности. Сегодня приподнятое крыло и шины с увеличенными грунтозацепами воспринимаются исключительно как неотъемлемый атрибут внедорожной мототехники. Но те, кто как и я, ещё помнят советские мотоциклы 60-70-ых годов, понимают, что они тогда не могли быть другими. В любую погоду, по любому покрытию мотоцикл был обязан довезти своего владельца к месту назначения. В современной интерпретации это означает возможность и в городе на работу доехать, и на даче в соседний посёлок за сигаретами смотаться. Разумеется, без каких бы то ни было претензий к управляемости и динамике. Зато, куда более гарантированно, чем на китайском аналоге.

После знакомства с модельной гаммой Bajaj мы смогли задать накопившиеся вопросы президенту по международному развитию компании Ракешу Шарме.



В настоящее время Bajaj сосредоточен на выпуске малокубатурной техники. Имеются ли планы по выпуску более мощных мотоциклов?
Традиционно на тех рынках, на которых сильны позиции Bajaj имеется устойчивый спрос на мотоциклы малой кубатуры. Но наш опыт сотрудничества с KTM и современная ситуация на рынке мототехники позволяют нам уже сейчас сделать шаг в сторону освоения 400-кубовых мотоциклов. Пойдем ли мы ещё дальше? Время покажет.



Планируется ли появление в модельном ряду Bajaj внедорожных мотоциклов?
Bajaj до последнего момента не выпускал специализированную дорожную технику. Но на некоторых наших рынках, в Латинской Америке и в Восточной Европе. Такие мотоциклы популярны. Поэтому мы ведём разработку такой техники, и её появления нужно ждать в ближайшие годы.

История Bajaj неразрывно связана со скутерам. Долгое время визитной карточкой компании была копия легендарной Vespa, Bajaj Chetak. Почему в настоящее время в модельном ряду отсутствуют скутеры?
Рынок Мотоциклов в Индии гораздо больше, чем рынок скутеров. К тому же конкуренция среди производителей скутеров существенно выше. Чтобы хорошо себя чувствовать, мы должны предложить покупателям что-то чего нет у конкурентов. Мы работаем сейчас в данном направлении, обкатываем прототипы. Но окончательное решение о запуске в производство ещё не принято.

В России сейчас непростая экономическая ситуация. Покупательная способность населения снижается. Насколько целесообразно выходить на российский рынок с новым брендом в текущий момент?
Посмотрите на те рынки, где мы занимаем лидирующие позиции! Шри Ланка, Бангладеш, Непал, Египет, Иран, Колумбия, Гватемала, Никарагуа, Уганда, Эфиопия, Нигерия, Кения, Филиппины… В какой из этих стран хорошая экономическая ситуация? В какой из них высокий уровень доходов населения? Так что в нашем случае уровень успеха на том или ином рынке никак не связан с уровнем дохода населения.



Планируется ли локализация производства в России в качестве следующего шага по проникновению на российский рынок.
Прежде чем говорить об организации сборки и производства на региональном рынке, необходимо четко представлять себе потенциал самого рынка, и трезво оценивать объемы продаж. К тому же, далеко не факт, что региональное производство позволит обеспечить требуемый уровень качества продукции.

Вопрос о том, как поступит Bajaj, если требование о локализации производства обретут нормативный характер мы задавать не стали…



Текст: Андрей Родионов
Фото: Роман Романишин, Андрей Родионов, Фото Мото Что-То

Поездка организована компанией "ИСТ ВЕСТ МОТОРС", официальным дистрибьютором компании Bajaj Auto Ltd.

Похожие материалы:
Приключения Бабая в России

4 134

0

Поделиться в соц. сетях

 

Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментариев нет.